Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие эмоциональной сферы младших школьников
Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.

Наши воспитанники в большинстве своём лишены родительской опеки (родители лишены через суд родительских прав) или дети – сироты (родители у детей умерли). В этом учебном году в нашем школе –интернате 36 учащихся – это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Значит ученики испытали на себе депривации, в первую очередь - материнскую и эмоциональную. Эмоциональная депривация – любая ситуация, когда индивид лишён эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Это ситуация, когда дети растут в ситуации отсутствие любви, привязанности и контактов.

Поэтому находясь в интернатном учреждении наши дети нуждаются в создании условий для ускоренного развития, коррекции недостатков развития, особенно в эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания.

Коррекционного вмешательства требуют все сферы личности умственно отсталых учащихся. Причём, эмоциональное развитие, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Но при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывает благоприятными, что затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптации детей данной категории в обществе.

Поэтому перед педагогами коррекционных школ восьмого вида стоит непростая задача- не только обучить умственно отсталых детей, но и осуществить коррекцию эмоционально – волевой сферы учащихся.

Особенности эмоциональной сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях:

  • неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания
  • частая смена настроения
  • повышенная тревожность, склонность к страхам
  • нестабильность эмоциональных контактов
  • чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности: друг к другу, к любимому учителю, воспитателю
  • отсутствие эмпатии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что особенности эмоционально-волевой сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях – вопрос актуальный.

И соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоционольный опыт ребёнка, но и смягчить вышеназванные проблемы.

Эмоциональное состояние можно выразить через зрительные ощущения, звук, запах, осязания, обоняние, вкус, цвет, через восприятия погоды и отношение к какому-либо объекту, то есть создать образ эмоционального состояния, так как создание такого образа становится для ребёнка средством контроля за своим поведением. Зная, как выглядит, например, страх или какой у страха «вкус», ребёнку легче и проще с ним справляться.

Учитывая недостаточную разработанность данной проблемы и реальные потребности педагогической практики, мы предлагаем воспитателям, учителям, психологам школы восьмого вида, один из вариантов конспекта занятия по эмоциональному развитию учащихся.

План-конспект занятия на тему: «Путешествие на остров чувств и эмоций»

Цель: Познакомить детей с эмоцией страха. Развивать выразительность движений и мимики. Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть, злость-обида, интерес-удивление) воспитывать дружеские отношения в группе.

Материал: конверты с наклеенными пиктограммами, портреты людей с изображением различных эмоций, коробка с предметами: кусочек меха, лоскуток, шелковая ткань, пластмассовый и железные шарики.

Ход занятия:

Психолог. Здравствуйте, дети! Вы знаете, что такое остров? (Ответы детей)

Остров-это часть суши, окруженная водой. Далеко-далеко в океане есть удивительный остров. Это остров чувств и эмоций.

Какие чувства и эмоции вам знакомы? (Ответы детей)

Сегодня у нас есть возможность попасть на этот остров.

Как можно добраться до него? (Ответы детей)

Психолог. До острова можно добраться только на воздушном шаре.

Дыхательное упражнение «Надуем воздушный шар» (силой выдохнуть: пых-пых, по-по-по и т.п.)

Держитесь крепко за шары, закройте глаза и полетели. (дети имитируют полет на воздушном шаре).

Вот мы и на острове.

Дети открывают глаза (на стене нарисованы пальмы, солнце на полу круглый ковер)

Где же жители острова? (Ответы детей)

Психолог. Они, наверное, спрятались. Давайте поздороваемся с ними грустно… сердито… удивленно… весело… (жители все еще не выходят)

Воспитатель (от имени жителей острова рассказывает историю)

Мы жители этого острова. Нас немного, но мы живем дружно и очень любим свой остров. Здесь у нас круглый год лето. Тепло. На острове растут сладкие фрукты. Но с нами здесь часто приключаются разные истории.

Сегодня с утра поднялся сильный ветер. С севера на остров надвинулись черные тучи. И вдруг с неба на нас полетели белые горошины. Мы их потрогали руками . они оказались твердыми, холодными, что обжигали наши руки. Мы очень испугались и спрятались.

Психолог. Какое чувство испытали жители острова?

Что их так сильно испугало?

О каких горошинах идет речь?

Стоит ли их бояться? (Ответы детей)

(психолог вешает на стену нарисованные лица, выражающие страх)

Психолог. Вот и жители острова.

Как по ним можно определить, что они напуганы? (дети описывают эмоциональное состояние лиц)

Продолжите, пожалуйста мои предложения:

Когда я боюсь, я … (плачу, прячусь)

Я боюсь, когда прикасаюсь…

Воспитатель: мы хотим подарить вам эту коробочку, в ней живут эмоции.

Игра «Коробка эмоций»

(дети закрытыми глазами вынимают из коробки предметы и потрогав их определяют какие чувства эти предметы у них вызывают)

Игра «Найди нужный конверт» (дети выборочно берут портреты людей с выражением разных эмоций и находят конверты соответствующей пиктограммой и вкладывают портрет в конверт).

2. Упражнение у зеркала на изображение страха и радости

Психолог: что вам больше понравилось изображать страх или радость?

Страх это какое чувство?

Можно ли его побороть?

Теперь научим жителей острова побороть свой страх. Нужно нарисовать свой страх. Подумайте, каким цветом вы его изобразите.

Например: вы можете нарисовать историю, которая произошла с вами, как вы испугались, когда потрогали какой-либо предмет. (Дети рисуют)

После окончании работы психолог просит рассказать о рисунках. Задает вопрос: испытывает ли ребенок страх после того, как его нарисовал. Если да, то предлагает изменить рисунок так, чтобы он не был страшным, стал например смешным. Или придумать веселый конец. Можно вести интересного персонажа.

Сегодня мы с вами говорили о страхе и о предметах, которые могут вызвать страх. Страх можно не только потрогать, можно увидеть, услышать, понюхать, даже попробовать на вкус. Но об этом поговорим в следующий раз. Самое главное мы научились побороть свой страх и научили этому жителей острова.

(Дети дарят жителям острова рисунки на тему: «Радость», которые нарисовали на прошлом занятии).

Для отслеживания эффективности коррекционно-развивающей работы по эмоциональному развитию учащихся нами было проведено обследование эмоционального состояния учащихся 4 класса по методике «Разноцветные странички» (авторов Галецкой Л.В., Орлова В.В.). В результате суммирования всех негативных и позитивных выборов цветов у всех детей по каждому фрагменту странички получилась цветограмма, характеризующая эмоциональное состояние всего класса в целом. В итоге по цветограмме учащихся 4 класса видно, что общий эмоциональный климат класса положительный.

Литература

  1. Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников. -Чебоксары, 2008.
  2. Никифорова Л.А. Вкус радости и звук страха. //Ребёнок в детском саду. – 2004. №3. -С.65-68.
  3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  4. Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1996. - №5. -С.59-64.

Цветограмма до проведения коррекционно-развивающей работыЦветограмма 4 класса до проведения коррекционно-развивающей работы

Цветограмма после проведения коррекционно-развивающей работы

Категория: Мои статьи | Добавил: kovalevskaya (26.08.2010)
Просмотров: 9126 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: