Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения учащихся в период их адаптации является одной из основных в работе участников образовательного процесса, т.к. дети с умственной отсталостью нуждаются в особых формах воспитания и обучения, особенно в условиях школы- интерната. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.

Период перехода на обучение в среднее звено школы- интерната не может не сопровождаться трудностями. У детей возникает психологическая незащищенность перед новым этапом их развития. Поэтому именно в этот период учащимся с умственной отсталостью необходима психолого–педагогическая помощь.

Работа по оказанию психолого-педагогической помощи начинается с диагностики и проводится в два этапа: первый этап - в конце учебного года начальной школы, второй – в начале учебного года пятого класса. Основной задачей на первом этапе является изучение интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной готовности детей с умственной отсталостью к переходу на обучение в среднем звене. Результат изучения психологом и учителем начального класса личности учащегося фиксируется в карте индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Здесь же находится план психокоррекционной работы с учащимся, способствующий успешной адаптации ребенка к новым требованиям школы. Все данные обсуждаются на педагогическом совете школы-интерната в мае месяце. Ознакомление с содержанием этой карты помогает учителям-предметникам и классному руководителю будущего пятого класса изучить ребенка, наметить пути индивидуального подхода к нему, осуществить личностно – ориентированный подход к воспитаннику.

Эффективность работы психолога заключается не только в непо-средственном воздействии на ребенка, но и во взаимодействии с родите-лями. Работа с родителями начинается в выпускном классе начальной школы. Проводятся родительские собрания, где говорится об общих психологических проблемах, консультирование родителей, где обсуждаются индивидуальные особенности учащихся, внеклассные мероприятия с приглашением будущего классного руководителя, приглашение учителей-предметников на уроки для ознакомления с системой работы учителя начальных классов, проведение совместного с воспитателями и родителями досуга учащихся. Это позволяет учащимся познакомиться с педагогами будущего пятого класса и дает возможность учителям лучше узнать будущих пятиклассников.

Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с це-лью изучения особенностей психологической адаптации учащихся к обу-чению в среднем звене. Наряду с педагогическими наблюдениями, изучением познавательной сферы, обследуются уровни школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой, школьной тревожности по тесту Филлипса, эмоционального состояния по проективной методике Л.В. Галецкой, В.В. Орловой. Так же проводится анкетирование родителей, позволяющее сделать выводы относительно здоровья, эмоционального состояния, поведения ребенка в период адаптации. По результатам диагностики проводится коррекционно- развивающая работа с учащимися. Такая работа проводится как индивидуально, так и в группах на основе сходства проблем. Коррекционно- развивающая работа с учащимися проводится и воспитателями по специальной программе профилактики школьной дезадаптации и эмоциональному сплочению учащихся.

Ежегодно данная проблема обсуждается в начале учебного года на методических объединениях классных руководителей и воспитателей, за-тем на педагогическом совете школы-интерната в ноябре месяце, а также на родительском собрании, где родители получают буклеты с рекомендациями по преодолению дезадаптации.

По результатам психологических обследований прошлых лет были выявлены пятиклассники, испытывающие трудности в адаптации. Поэтому возникла необходимость создания комплексно-целевой программы «Я – успешный ученик», обеспечивающей организацию благоприятной адаптации умственно отсталых учащихся к обучению в среднем звене и коррекцию нарушений адаптации. Данная программа рассчитана на умственно отсталых учащихся конца четвертого и начала пятого классов. По этой программе обучились учащиеся нынешнего пятого класса.

Для отслеживания эффективности программы проводилось диагностирование учащихся пятых классов, прошедших обучение по данной программе, и учащихся пятых классов, не обучавшихся по данной программе. Сравнительные показатели диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Мониторинг исследования тревожности пятиклассников  

Учебный год
 2009-2010 
 2010-2011 
Шкала тревожности
Тревожность, %
Тревожность, %
Количество обследованных
12
12
Общая тревожность в школе
56
50
Переживание социального стресса
47
37
Фрустрация потребности в достижении успеха
52
36
Страх самовыражения
50
42
Страх ситуации проверки знаний
57
56
 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих4860
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 5042
Проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями 4037

В приведенной таблице видно снижение следующих показателей: общая тревожность на 6%, переживание социального стресса на 10%, фрустрация потребности в достижении успеха на 16%, страх самовыражения на 8%, страх ситуации проверки знаний на 1%, проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями на 3%. Таким образом, из таблицы видна эффективность выбранных методов работы, проводимых участниками образовательного процесса. Но вместе с тем наблюдается повышение следующих показателей: страх не соответствовать ожиданиям окружающих на 12%, физиологическая сопротивляемость стрессу на 8%. Это значит, дети еще боятся раскрыться потому, что тревожатся о том, насколько нормально и правильно будут выглядеть в глазах окружающих, и не приспособлены к ситуациям стрессогенного характера. Необходимо работать над улучшением этих показателей и включить мероприятия в существующую программу для положительной динамики этих факторов тревожности.

Таким образом, оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением в работе психолога. Благодаря своевременной комплексной помощи у таких детей наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии систематической диагностической, коррекционно-развивающей, информационно-просветительской работы, совместной работы с родителями, ребенок с умственной отсталостью может успешно адаптироваться к новым условиям обучения в среднем звене школы-интерната, а в последствии, адекватно реагировать на изменения в жизни общества. 

Категория: Мои статьи | Добавил: kovalevskaya (05.11.2012)
Просмотров: 1607 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: