Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

O взаимоотношениях воспитанников Кугесьской школы-интерната и их родителей

О взаимоотношениях воспитанников Кугесьской школы-интерната и их родителей

Наша работа представляет собой попытку в какой-то мере выделить основные проблемы общения, возникающие в сегодняшней семье. В последнее время мы наблюдаем, что данная проблема становится все более актуальной для нашего общества.

Изучение личных дел воспитанников Кугесьской школы-интерната показало, что наши дети имеют непростые показатели в своем анамнезе. У многих из них наблюдаются отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы).

Имеются среди детей круглые сироты, но большинство из детей интерната имеют родителей. Например, нами для исследования взяты сведения за 2005-2006 учебные годы. Из 45 учащихся детей сирот только у 6 отсутствуют оба родителя по причине смерти, а у 39 учащихся родители живы, но по решению суда лишены родительских прав или же находятся в местах лишения свободы. Имеются в школе-интернате и такие дети, которые попали сюда по причине тяжелого материального положения семьи или по причине отсутствия одного из родителей, которые не могут самостоятельно справиться с воспитанием ребенка.

Для того, чтобы определить каковы отношения ребенка в семье, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье, нами было проведено ряд экспериментов. Эксперименты состоялись, как с детьми школы-интерната, так и с их родителями

Многие родители глубоко уверены в том, что они хорошо разбираются в вопросах педагогики, а тем более воспитания. Учитывая все это, основной целью проведенных экспериментов с родителями, являлось выяснение наличия у родителей способностей дать объективную оценку имеющимся у них родительским качествам. В эксперименте принимали участие родители 1-3 классов Кугесьской школы-интерната в количестве 20 человек. Всем родителям вначале эксперимента была предложена анкета. По ее данным установлено, что в эксперименте приняли участие 100% женщин (матерей). Среди них никто не имел высшего и среднего специального образования, все 20 человек имели среднее образование. Из родителей никто не имел специального педагогического образования. Нужно констатировать, что в эксперименте принимали участие родители, педагогические знания которых накапливались в результате их семейной жизни. Следует отметить, что большинство родителей имело значительный родительский стаж свыше 10 лет, что так же говорит о наличии определенного опыта в семейном общении и воспитании. В основном семьи (около 80%) были все с двумя детьми, лишь 10% – с тремя детьми и более, 10% – с одним ребенком. Очень интересен и тот факт, что лишь только в двух семьях живут бабушки и дедушки. Отсюда можно сделать вывод, что опыт старших поколений в воспитании детей почти отсутствовал.

На основании данных, полученных по тесту «Хороший отец, хорошая мать”, можно предположить, что большинство родителей находятся на правильном пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с детьми им надо разрешать, начав с себя, показывая пример.

Результаты теста самопроверки «Какой вы родитель?» показал, что 60% родителей идут по неверному пути, что между ними и детьми существует недоверие. Таким родителям надо постараться уделять больше внимания к своим детям, прислушиваться к их словам. 20% родителей непоследовательны в общении с ребенком. Дети иногда уважают их, хотя не всегда с ними откровенны. Развитие таких детей подвержено влиянию случайных обстоятельств. 20% родителей должны быть просто повнимательнее к ребенку, они пользуются авторитетом у своих детей, но авторитет не заменит любви. Развитие их ребенка здесь зависит больше от случая, чем от родителей.

Интересными оказались результаты теста «Какие мы родители?». Выяснилось, что не все родители имеют довольно ясное представление о воспитании, 80% опрошенных довольствуются воспитанием детей, лишь 20% родителей иногда следят за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании, а также время от времени читают книги на педагогические темы.

Результаты тестирования взаимоотношения родителей с детьми показали, что в 80% семей нет взаимопонимания с детьми, что говорит о не совсем благополучных взаимоотношениях родителей со своими детьми.

Для того, чтобы определить каковы отношения ребенка в семье, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье, было проведено ряд экспериментов.

Для того, чтобы определить характер общения и отношения с родными членами семьи проводились наблюдения и беседы с детьми, а также изучение предметов детской деятельности в начальных классах (1-3 кл.), таких как: рисунков семьи, рисунков человека, рисунков семьи в образах животных, которые позволяют сделать выводы о взаимоотношениях ребенка и родителей в семье, показывают, как дети воспринимают взаимоотношения с другими членами в семье и свое место в семье, а также об особенностях эмоционально-личностной сферы ребенка.

Для того чтобы исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми, был проведен тест тревожности (разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) во всех классах школы-интерната. Результаты тестирования показали, что по школе уровень тревожности очень высок – 83%.

Это все говорит о том, что, находясь в школе-интернате, дети испытывают дефицит эмоционального общения, недостаточного внимания со стороны «близких взрослых». Тут мы сталкиваемся с такой проблемой, как материнская депривация, т.е. воспитанием детей в условиях, когда они оказываются лишенными матери или других «близких взрослых», которые в обычной семье как бы даны ребенку самой природой. И в результате самое первое, самое тяжелое и самое трудное некомпенсируемое последствие материнской депривации – развитие отсутствия базового доверия к миру. А оно, в свою очередь, порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, учиться.

По поделкам детей, например, при лепке несуществующего животного на занятиях по рисованию и в свободное время, можно было также изучить личностные качества ребенка (агрессивный или, наоборот, спокойный), а отсюда можно сделать выводы о том, каков ребенок в семье, каково ближайшее окружение ребенка.

Следует отметить, что дети при беседе не просто чаще называют мать, отвечая на вопросы о том, кому они рассказывают больше всего, а среди других членов семьи, почти всегда ее ставят на первое место. Отец же занимает второе, а иногда самое последнее место в их семейных межличностных отношениях.

Мать для ребенка выступает наиболее близким человеком. С ней ребенок чаще хочет общаться. Но, находясь в интернате, дети чувствуют себя отверженными, никому ненужными.

Даже по внешним проявлениям, поведению видно, что в душе ребенка постоянно бурлит океан чувств. И связаны они не только с тем, что надо приспособиться к новой обстановке интерната, но главным образом с осмыслением того, что все-таки произошло, с переоценкой отношения родителей к себе и собственного отношения к ним. Происходит интенсивная внутренняя работа по обдумыванию собственного отношения к родителям и их – к себе, после чего первоначальные отношения часто изменяются. Ребенок начинает чувствовать себя отверженным, никому ненужным, нелюбимым, что он оставлен всеми – совсем один в этом мире.

Попросив таких детей сделать рисунок семьи и, наблюдая за ними, можно заметить, что они всякими способами будут отказываться от рисования, неосознанно пытаясь избежать травмирующего переживания. Ребенок задает самые разнообразные «защитные» вопросы, например: «А зачем?», «Что такое семья?» или просто отговаривается: «не умею людей рисовать», «никогда не рисовал семью» и т.д. Даже тогда, когда ребенок приступает к выполнению задания, он долго сидит молча, смотрит по сторонам и, в отличие от ребенка с хорошими эмоциональными отношениями в семье, начинает обычно рисовать с изображения неодушевленных предметов. Для детей в такой ситуации достаточно типично то, что они детально изображают дома, рисуют солнце, тучи, а также характерно отсутствие изображения членов семьи. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается от них. Их нет на рисунке не потому, что ребенок о них не помнит или, они для него незначимы, а потому, что воспоминания о них связаны с негативными эмоциональными переживаниями – чувством покинутости, нелюбимости. Наряду с этим такие дети утрачивают доверие к ранее самым близким им людям. Они не чувствуют себя в безопасности, им неуютно в окружающем мире. Дети «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми у них сложились конфликтные отношения, которые для них менее эмоционально привлекательны. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Часто в рисунках детей отсутствуют братья и сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической форме «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. Ответы на вопросы, почему не нарисовал того или иного члена семьи, бывают защитными: «… потому что не осталось места», «он пошел гулять» и т.д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реплики: «Не хотел – он дерется», «не хочу, чтобы он с нами жил» и т.д.

Большой интерес представляют и те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или рисует только себя. Оба случая показывают об отсутствии чувства общности (ребенок не включает себя в состав семьи).Отсутствие в рисунке себя характерно для детей, чувствующих отвержение. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, то также можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций. Значительно меньшими, чем другие члены семьи, себя рисуют дети, которые чувствуют свою незначительность, ненужность, а также дети, требующие опеки, заботы со стороны родителей. Обо всем этом ярко говорят рисунки детей.

Как видим, каждый ребенок, который находится вне домашних условий, хочет видеть рядом с собой обоих родителей, хочет жить с ними в одной семье. К примеру, хочу привести письмо одного из воспитанников школы-интерната опубликованное в газете «Почтовый экспресс» от 23 апреля 2008 года, №17 (766).

Здравствуйте, папа, мама!

Я пишу вам это письмо, чтобы поговорить с вами, узнать, как вы живете, все ли у вас хорошо. Я не видел вас почти шесть лет. Но все равно не забываю и не забуду вас никогда, потому что вы – моя семья. А мне так не хватает семьи.

Сейчас я живу в Канашском интернате для детей-сирот, и у меня нет возможности вас увидеть, но через это письмо могу пообщаться с вами. Мне было очень хотелось узнать как вы живете, не болеете ли, как у вас вообще идут дела? Знаете, а я часто вспоминаю былые времена. Помните, как нам было хорошо вместе, когда мы всей семьей выезжали на природу, ходили на пляж, купались, смеялись?

До сих пор как наяву вижу папу, его ловкие и сильные руки, его вьющиеся, черные волосы, его уверенную походку. Это незабываемые для меня времена, и они не уходят из памяти никуда. Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, как был счастлив тогда.

Никто не знает, что я плачу по ночам, вспоминая вас. Поэтому, наверное, мне снишься ты, мама. Закрываю глаза и слышу твой голос. Этот голос живет во мне, он такой родной и близкий. Его я не спутаю ни с каким другим голосом. Мне кажется, даже повзрослев, я буду помнить твой голос, мама, твои руки, твою улыбку.

Мама! Помнишь, как ты понимала меня без слов, угадывала, что у меня болит, чего я хочу? Ведь от тебя я узнал имена птиц: воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка свое имя: роза, ромашка, василек. Мама, ты всегда была рядом со мной. И мне кажется, что все начиналось с тебя. Каждый мой день начинался и заканчивался тобой. Ты живешь в моем сердце всегда. Недавно на уроке литературы мы отвечали на вопрос: «С чего начинается Родина?» Я сказал: «с папы, с мамы, с семьи». Учительница посмотрела на меня и потом мягко так сказала: «Молодец Леша, ты прав, именно с этого начинается для каждого из нас Родина».

Поверите или нет, но в последнее время я стал сочинять стихи. Вот одно из них.

Спать я лег и вижу сон:

Все смеются, веселятся,

Жарко всем, а я дрожу

Грустно мне, сижу и плачу.

Я хочу увидеть маму,

Прикоснуться к ней сказать:

– Я люблю тебя, родная,

Будь со мной всегда-всегда,

Обещаю быть послушным,

Не перечить никогда!

Я проснулся?

Вот так чудо!

Маму рядом вижу я.

Обнимает и целует, и сквозь

Слезы говорит:

– Ты прости меня, сыночек,

За ту боль, за слезы те,

Что украдкой вытирал ты,

Вспоминая обо мне.

Трудно будет, ты поможешь,

Вместе будем ты и я,

Ведь семья всего дороже,

Помни это ты всегда!

Не знаю, понравится ли оно вам, но все говорят, что написано от души. Расставаясь с вами, я продолжаю надеяться на встречу. Может, навестите меня? Я очень жду и скучаю. А на это письмо жду ответа. Надеюсь, вы помните меня…

До свидания! Ваш сын Алексей.

Алексей относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, сирота. Отец мальчика умер, а мать лишена родительских прав. До 7 класса обучался в Кугесьской школе-интернат.

Мне приходится ежедневно, ежечасно, ежеминутно сталкиваться с проблемами своих воспитанников. Даже выпускники, закончив нашу школу-интернат, постоянно нуждаются в моей помощи, они до сих пор звонят ко мне, советуются со мной. Думаю, что проблемы в таких семьях, существовали, существуют и будут существовать, но мы должны всегда стараться помочь таким детям. Приходится самой лично искать (хотя и посылаются письма в милицию) наших учащихся, когда они самостоятельно уходят с интерната, помочь им исправиться, закончить школу, пойти дальше учиться. В настоящее время по просьбе врача акушера-гинеколога приходится решать судьбу воспитанницы, социальной сироты, находящейся в роддоме поселка Кугеси, которая лишь в прошлом учебном году закончила школу-интернат.

В семье формируется или наоборот, подрывается психическое здоровье детей, да и нации в целом.

Здесь у нас накопилось много проблем, требующих смотреть правде в глаза, какой бы суровой она не была. Едва ли можно сомневаться в том, что она именно такова: достаточно перелистать страницы нашей прессы, вспомнить передачи, повествующие о самом настоящем кризисе доверия между поколениями – кризисе, который стал повседневным явлением в жизни тысяч семей.

Сколько семей страдает от постоянных конфликтов «отцов и детей», сколько судеб искалечено в результате неадекватного обращения с ними родителей, сколько «невидимых миру слез» пролито и теми, и другими.

В воспитании ребенка, а, следовательно, и личности, каждый родитель – творец, первооткрыватель, его переживания и раздумья глубоко индивидуальны и неповторимы. Поэтому необходимо повысить уверенность родителей в самих себя, как родителях, показать, что творческая работа над собой в роли родителей способна принести много полезного, как ребенку, так и семье в целом.

Ведь воспитание – самая творческая, самая гуманная, самая человеческая из всех человеческих деятельностей.

Глубокий смысл несут в себе слова «семейное общение». От них веет теплом и сердечностью, духовной близостью и заботой о становлении личности, доброжелательностью и отзывчивостью.

Дети растут, и родителям хочется заглянуть в их будущее. Ведь это очень важно – увидеть детей взрослыми, самостоятельными. В это будущее хотят заглянуть все без исключения отцы и матери, а умеют сделать только те, кто сегодня творит это будущее, кто не ленится «повозиться» с детьми.

Основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для оформления чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Семья – это среда, в которой у ребенка формируется представления о себе, где он принимает первые решения относительно себя и, где начинается развитие его социальной природы.

Не случайно в педагогической науке сложилось основанное на бесчисленных фактах убеждение о том, что даже самые грубые промахи учителей-воспитателей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу – все это то, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это его родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней.

Литература

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Изд-во „Речь”. Спб, 2002.

Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992.

Ильин Ф.Г. Загляни в душу подростка. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1978.

Истратова О.Н.,Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Изд-во „Феникс” Ростов –на Дону, 2006.

Истратова О.Н.,Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Изд-во „Феникс” Ростов –на Дону, 2006.

Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.

Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск.М.: Политиздат, 1990.

Кэмпбелл Р., Максимов М. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. М.: Знание, 1992.

Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1957. Собр. соч. Т.4, С. 35.

Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства. М.: Просвещение, 1991.

Павлов И.В. С верой в человека. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

Пинт А.О. Это вам, родители. М.: Знание, 1971.

Практическая психология в тестах, или Как научится понимать себя и других. Изд-во Авт-Пресс. М., 2002.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.

Рутман Э.М., Искольдский Н.В. Истоки радости. М.: Знание, 1987.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

Категория: Мои статьи | Добавил: kovalevskaya (26.08.2010)
Просмотров: 1325 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: