План наблюдений - Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
- легко включается в работу;
- действует со страстью;
- действует спокойно, без лишних слов;
- действует робко, неуверенно.
- Как реагирует на замечания учителя:
- говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
- возмущается тем, что ему делают замечания;
- выслушивает и реагирует спокойно;
- молчит, но обижен.
- Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
- быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
- быстро, со страстью, но других не слушает;
- медленно, спокойно, но уверенно;
- с большим волнением и сомнением.
- Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
- легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
- торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
- решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
- сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
- Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
- бросает, потом опять продолжает работу;
- решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
- проявляет неуверенность, растерянность.
- Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
- быстро соглашается;
- возмущается;
- остается, не говорит ни слова;
- проявляет неуверенность.
- Как ведет себя в незнакомой обстановке:
- проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
- проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
- спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
- робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком '+' соответствующие реакции для каждого пункта плана. Таблица 1 Схема наблюдения за темпераментом школьника Вариант Пункты плана наблюдений реакции 1 2 3 4 5 6 7 а б в г Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты: а) сангвинический; б) холерический; в) флегматический; г) меланхолический. Обработка данных. Подсчитывается количество знаков '+' в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков '+' в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку 'чистых' темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
|