Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

сценарий занятия для педагогов

(


 


Тема: «Личность педагога как инструмент воспитания».

 

Цели занятия:

·         осознание себя и своих личностных особенностей, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания;

·         развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;

·         выработка позитивного самоотношения;

·         тренировка умения расслабляться и снимать напряжение;

·         повышение сплоченности членов педагогического коллектива.

 

Количество участников:  12  человек.

Возраст участников: от 26 до 50 лет.

 

Необходимые материалы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования (по числу участников), фломастеры (по числу участников), грецкие орехи (по числу участников), клей, скотч, маленькие сердечки, вырезанные из белой бумаги (по числу участников), большое сердце красного цвета из бумаги, ароматизированная свеча.

 

Время  проведения:  60 минут.

 

                                          Ход  занятия:

 

Ритуал встречи: «Мы вместе!» (музыка из х/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

Цель: сплочение, настрой на совместную работу, определение задач тренинга.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий произносит слова, а педагоги выполняют движения по тексту:

Мы – вместе:

И сияние глаз

(встретимся взглядом с каждым)

И сплетение рук (пожмем друг другу руки)

Мы – вместе!

Все сметая преграды,

Разрушая все стены (слегка покачиваются)

Мы – вместе!

И это прекрасно! (поднимают руки вверх и пожимают друг другу).

Несмотря на то, что мы явно отличаемся по цвету глаз, росту, возрасту, нас объединяет то, что мы педагоги, коллеги и просто женщины, готовые к изменениям.

На этой встрече мы попробуем осознать свои личностные качества, активизировать ресурсы для совершенствования своей сущности педагога.  Приглашаю Вас на тренинг.

Упражнение «Комплименты».

 

Цель: отработка навыков эмпатии и создание позитивных установок друг на друга, установление благоприятного психологического климата в группе.

 

Ведущий. Сегодня мы первый день в школе в Новом 2013 году. Давайте поздравим друг друга с Новым годом и пожелаем друг другу комплименты.

 

Все  педагоги по кругу говорят друг другу комплименты. Получивший комплимент говорит  «спасибо».

Затем идет обсуждение, что было легче - говорить или принимать комплименты.

Упражнение «Грецкий орех».

 Цель: показать, что каждый человек индивидуален.

 Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время педагогам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности его строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга.

Задача каждого педагога - найти свой орех.

 Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает  к обсуждению.

Ведущий. Интересно узнать, каким образом каждый из вас запомнил свой орех и какой стратегией пользовался, чтобы найти его. Запомнил его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце остается нужный? (Ответы педагогов).

Вывод ведущего. На первый взгляд, нам всем кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательнее, то можно заметить, что они очень разные и почти  невозможно перепутать свой орех  с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, своя красота и привлекательность. Нужно только это почувствовать и понять.

Упражнение «Стражники» на раскрепощение участников психотренинга.

Группа разбивается на две подгруппы так, чтобы в одной было на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая подгруппа рассаживается в круг, оставив одно кресло в кругу свободным. Большая подгруппа – «стража» располагается за кругом; каждый участник стоит сзади одного из кресел и держит руки на его спинке. Участник, стоящий за пустым креслом, пытается переманить в него кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он подает своему избраннику какой-нибудь сигнал: кивок, движение рукой, подмигивание, выразительный взгляд и т.д. Уловив этот сигнал, сидящий в кругу участник должен вскочить со своего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих за кругом стражников старается не упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, если стражник успел положить руки ему на плечи прежде, чем тот вскочил с кресла.

Обсуждение. Ощущение до и после занятия. Какая роль была легче, сложнее.

Далее педагоги по просьбе ведущего рассаживаются на стулья, расположенные полукругом, ведущий располагается  напротив.

 Ведущий. На сегодняшнем занятии вам предстоит работать с образами фантазии, и поэтому я прошу всех сесть поудобнее.  Расслабьтесь. При желании можно закрыть глаза.

 

 Упражнение «Образ внутреннего мира».

 

Цель: осознание педагогами своих личностных особенностей.

 

Ведущий. Мы педагоги. Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми.   Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами-учителями  и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них и для нас. Что же так  помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чём причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с учениками и коллегами?

Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которое называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире сосредоточены все наши  психологические богатства, все наши возможности и все наши ограничения.

Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он – наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах удивительные тайны, и леса, наполненные удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут и люди, и звери, и короли, и волшебники, и ученые мудрецы,

и легкомысленные паяцы...

А может быть, наш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд или хрустальный шар?

А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?

Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед вами ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...

(Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем и полностью выключает ее).

 

Ведущий. А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На ваших столах лежат листы бумаги и фломастеры. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование – примерно пятнадцать минут.

На время рисования ведущий снова включает музыку. За минуту до конца отведенного пятнадцатиминутного промежутка ведущий просит педагогов завершить свои работы. ( Каждому педагогу было дано время для завершения  своих  рисунков, уделив им столько времени, сколько педагог посчитал нужным).

 Остальные педагоги, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают, когда их коллеги завершат работу.

Обсуждение рисунков. Все педагоги, держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит педагогов выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чём-то похожими на их собственные или даже просто созвучными по тематике, по настроению. Педагоги сообщают о своих выборах и коротко их поясняют, а также задают друг другу вопросы по поводу деталей изображения, уточняют, правильно ли понят образ на рисунке.

По желанию педагоги комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этого упражнения. Высказываются только те, кто посчитает это нужным.

 

 Ведущий. Завершая наше занятие,  хочу предложить Вам последнее упражнение  «Сердце». Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце. Оно полно жизни, добра, жизни. Тепло и любовь к другим людям исходит именно из сердца. Посмотрите, что я вам принесла. (Ведущий медленно раскрывает большое сердце и держит его в руках). О, какое оно большое! Мы все, наверное, поместимся в нем. Мы с вами – теперь одно единое целое, одна команда. Одно вот такое большое сердце. Оно радуется и грустит, переживает, сострадает. (Большое сердце прикрепляется в центре доски).

Наша команда, как доброе животное, имеет единое доброе сердце. А теперь мы с вами вместе покажем, как это единое доброе животное дышит. Делаем глубокий вдох и медленный, медленный выдох. (Вся команда выполняет движения вдоха и выдоха в кругу). А теперь мы покажем, как у этого доброго животного стучит сердце. (Движения в кругу, изображающие стук сердца). Каждое движение повторить по три раза.

В этом большом сердце для каждого из вас есть место. Вы это сейчас увидите. Возьмите фломастеры. Сейчас я каждому из вас раздам маленькое сердечко, и вы напишете на нем свое имя, а также небольшое пожелание своей группе. Кто написал, может подойти к большому сердцу и наклеить на него свои маленькие сердечки.

Посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами свое сердечко, посмотрите, сколько здесь красивых, добрых, теплых пожеланий.

Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце (ведущий показывает на доску), в котором есть место и для вас.

Мы постараемся сохранить это сердце.

Ритуал прощания. Упражнение "Я желаю себе и другим…”. Цель: прощание с участниками тренинга, повышение сплоченности членов группы.           Ведущий. Я предлагаю всем  встать в круг.  (Звучит музыка).                                                                                                                                      Мы стоим так близко друг к другу, что ощущаем тепло каждого и плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде. Сегодня мы еще больше узнали друг о друге. Вся наша группа — это одно целое. Давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее, доброе.

Ведущий зажигает свечу. Передаёт ее по кругу. Педагог, который держит в руке свечу, говорит добрые пожелания себе и другим.                                                 

 

Подведение итогов, рефлексия.

Ведущий.

-         Что понравилось и что не понравилось в занятии?

-         Что было самым сложным и что все-таки помогло справиться?

- Удалось ли узнать что-то новое об участниках группы и о самом себе?

                                              Литература:

Вачков И.В. Материалы курса « Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога»: лекции 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.- 72с.

Категория: Методическая копилка | Добавил: kovalevskaya (25.11.2013) | Автор: сценарий занятий длч педагогов
Просмотров: 2101 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: