Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Работа педагога-психолога по профилактике правонарушений: из опыта работы педагога- психолога в специальной (коррекционной) общеобразователь
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящим перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Поэтому важнейшее направление деятельности Кугесьской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната - это профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся. Специфическая задача образовательного учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая структура не в состоянии решить данную проблему. Опыт работы в специальном (коррекционном) учреждении показывает, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей, так как любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота, нужны им больше.
Большая роль отводится в данном виде работы службе психолого-педагогического сопровождения ребенка. В настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» является одной из основных в работе педагога-психолога, так как дети с умственной отсталостью нуждаются в особых формах воспитания и обучения, особенно в условиях школы-интерната. В системе психоло-педагогического сопровождения учащихся в коррекционном образовательном учреждении центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем «трудных» подростков. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.
Психопрофилактическая работа школьного психолога заключается в том, что психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, но он предупреждает эти сложности, как возможные.
Одним из эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающим возможности их воспитания и обучения – это индивидуальный подход к «трудным» учащимся. Индивидуальный подход должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Поэтому в кабинете педагога-психолога на каждого воспитанника, состоящего на внутришкольном профилактическом учете, открыта карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, где отражается вся проводимая работа с ребенком.
В психологической профилактике инициатива целиком и полностью лежит на психологе. Поэтому педагогом-психологом ежегодно разрабатываются планы по профилактике правонарушений, беспризорности, пропаганде здорового образа жизни учащихся.
Предлагаем вам один из вариантов действующего плана работы педагога-психолога школы-интерната по профилактике правонарушений и коррекции поведения «трудных» учащихся.
Цель данного плана работы: снижение роста преступлений и правонарушений среди учащихся школы-интерната, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений среди учащихся;
- изучение учащихся «группы риска»;
- ранняя диагностика отклонений в поведении учащихся;
- реабилитация правонарушителей;
- работа с неблагополучными семьями.
Сентябрь.
-Создание базы данных учащихся «группы риска».
-Привлечение учащихся «группы риска» в кружки, секции по интересам.
-Составление индивидуального плана работы с каждым «трудным» учащимся.
-Организация сотрудничества с правоохранительными органами.
-Проведение индивидуальных бесед с «трудными» подростками и учащимися, требующими особого педагогического внимания.
Октябрь.
-Комплексная диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся. Выявление причин трудновоспитуемости подростков.
-Выработка рекомендаций педагогам по проблеме индивидуального похода к «трудным» учащимся.
-Открытие на каждого вновь взятого на учет воспитанника социально-психологической карточки. Усиление индивидуальной работы с учащимися с отклоняющимся поведением.
-Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних, совместно с инспекцией ПДН ОУУП и отдела Министерства внутренних дел РФ по Чебоксарскому району.
Ноябрь.
-Проблемы агрессивных детей. Профилактика нарушений дисциплины, драк, выражений нецензурной бранью.
-Диагностика семьи и семейного воспитания подростков.
-Изучение жилищных и материально-бытовых условий, психологического климата семей учащихся «группы риска».
-Проведение методических объединений классных руководителей и воспитателей по теме: «Причины и профилактика девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната. Коррекция девиантного поведения подростков». Изучение статей 5, 6, 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Декабрь.
-Диагностика суицидального риска у детей. Выработка рекомендаций педагогам по профилактике суицидальных намерений у учащихся.
-Родительское собрание по теме: «Роль семьи в профилактике подростковых проблем. Типы нарушений семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи».
Январь.
-Проведение педагогического совета в школе-интернате по теме: «Воспитанность и социальное становление личности учащегося».
-Анкетирование учащихся «группы риска» с целью выяснения их занятости во внеурочное время.
-Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся.
-Проведение методических объединений классных руководителей и воспитателей по темам: «Формы работы с «трудными» детьми, «Методика работы по преодолению у учащихся вредных привычек».
Февраль.
-«Здоровье ребенка в ваших руках». Профилактика курения, алкоголизма, употребления токсических и наркотических веществ. Приглашение родителей учащихся, задержанных в состоянии алкогольного или токсического опьянения, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в общественных местах на Совет профилактики в школу- интернат.
-Вовлечение учащихся «группы риска» в спортивно-массовые мероприятия с целью формирования у учащихся здорового образа жизни.
Март.
-Диагностика профессиональных интересов и намерений учащихся. Формирование у школьников готовности к профессиональному самообразованию, жизнеутверждающих установок. Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии.
-Выполнение Правил для учащихся и Единых требований к воспитанникам школы-интерната. Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся «группы риска».
-Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности. Усиление контроля со стороны родителей за успеваемостью, развитием и воспитанием ребенка
-Приглашение на Совет профилактики в школу-интернат родителей учащихся, нарушителей дисциплины и порядка.
-Тренинг с педагогами: «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». Выработка путей коррекции асоциального поведения подростков.
Апрель.
-Значимость выбора в жизни человека. О мероприятиях по организации дальнейшего обучения и трудоустройству выпускников 2012 года.
-Приглашение родителей слабоуспевающих учащихся, часто пропускающих уроки, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в общественных местах на Совет профилактики в школу-интернат.
- Проведение педагогического совета по теме: «Роль трудового обучения в воспитании и подготовке учащихся к самостоятельной жизни».
Май.
-Организация отдыха и оздоровления учащихся «группы риска» в летний период.
-Приглашение родителей из неблагополучных семей, родителей трудновоспитуемых подростков на собеседование с целью профилактики совершения правонарушений детьми «группы риска» в каникулярный период на Совет профилактики в школу-интернат.
-Состояние и реализация планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
В течение учебного года:
-Индивидуальное консультирование педагогических работников, родителей по вопросам общения с детьми, о проблемах личностного и социального развития обучающихся.
-Помощь в разрешении семейных конфликтов трудных подростков.
-Проведение игровой коррекции поведения и общения, консультирование подростков.
-Организация встреч и выступлений работников правоохранительных органов, суда, прокуратуры перед учащимися по вопросам права и морали.
-Работа в тесном сотрудничестве с участковыми, инспекцией ПДН ОУУП и ПДН отдела Министерства Внутренних Дел РФ по Чебоксарскому району и Чувашской Республики по проведению совместных мероприятий профилактической работы с несовершеннолетними.
Основные направления работы по профилактике правонарушений и работе с «трудными» учащимися выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», и могут меняться в течение года.
В ходе реализации данного плана работы в нашей школе-интернате из года в год снижается количество учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете. Если три года назад, после реорганизации образовательного учреждения, на внутришкольном учете состояло 24 учащихся - детей с ограниченными возможностями здоровья, то уже в этом учебном году на учете состоит только 11 учащихся. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, снизилось в 2 раза. Также наблюдается в нашем коррекционном образовательном учреждении снижение правонарушений среди несовершеннолетних и в этом учебном году нет ни одного учащегося, поставленного на внутришкольный профилактический учет за склонность к бродяжничеству, употреблению спиртных напитков и токсических веществ. Это показывает успешность реализуемого плана работы педагога-психолога в данном направлении.
Таким образом, при умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания учащихся. От педагогов требуется большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения «трудных» подростков, что является на данный момент неотъемлемой частью педагогического сопровождения данной категории учащихся.
Каким бы ни был ребенок, возможно, мы понимаем, что до «нормы» он не дойдет никогда, но нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Поможем ему в этом.
Категория: Мои статьи | Добавил: kovalevskaya (08.11.2012)
Просмотров: 11101 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
1 Sergsic  
0
<a href=http://zmkshop.ru/tseny/>монтаж металлических конструкций зданий</a>

Имя *:
Email *:
Код *: