Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Занятие по эмоциональному сплочению учащихся

Ход занятия:

Ритуал начала занятия.

Психолог: Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь, а теперь все вместе поздороваемся с нашими гостями, хором скажем «Добрый день!»

Давайте поздороваемся со своими друзьями не словами, а телом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вы пожмите друг другу руки. Два хлопка – дотроньтесь локтями. Три хлопка – прикоснитесь спинами.

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение «Улыбка».

Психолог. Ребята, давайте сейчас все возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся соседу слева, соседу справа, и скажем, пожав друг другу руки: «Я желаю тебе…». (Ребята по кругу говорят пожелания друг другу).

Звучит песня «Если с другом вышел в путь». Все дети садятся за парты под эту песню.

Введение в тему

- Ребята, а о чем мы сегодня будем говорить? Как вам кажется?

Сегодня мы поговорим о дружбе, о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба? Учащиеся дают свои определения понятию «дружба».

/- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: «Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

- Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание. (Подойдите к доске и стрелочкой нарисуйте конец пословицы).

Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе.

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:– Кто там? За дверью ему ответили:– Это твоё богатство. Но старец ответил:– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.– Кто там? – спросил он.– Это твоя любовь! – услышал он ответ. Но старец сказал:– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь. На третий день к нему снова постучали.– Кто там? – спросил старик.– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:– Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:– Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему:– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

- О чем эта притча, чему она учит нас?

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.

-По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).подойдите к доске и обведите эти качества.

- Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.

Текст:

Уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.

Проверьте, все ли качества вы выбрали?

Для дружбы важно:

  1. уважение и доверие к другу
  2. готовность оказать помощь и поддержку

3. умение критиковать (и себя в том числе)

4. прямота

  1. искренность
  2. честность
  3. забота
  4. бескорыстие
  5. равенство
  6. преданность
  7. верность
  8. богатый внутренний мир

- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

Исследование самооценки.

Упражнение «Я – друг». Каждому учащемуся раздается бланк.

Составьте свою характеристику как друга (свой образ «Я – друг»), отметив степень положительного качества (по пятибалльной системе).

 Оцените себя по пятибальной системе

  1. Добрый 5 4 3 2 1
  2. Верный, преданный 5 4 3 2 1
  3. Щедрый, бескорыстный 5 4 3 2 1
  4. Внимательный 5 4 3 2 1
  5. Понимающий 5 4 3 2 1

Итак, если вы были откровенны перед собой, то можете увидеть, какое качество для дружбы вам необходимо развивать. А именно осознание вами тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у вас желание для их развития.

- Мы все разные. Но и в тоже время у нас много общего. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Игровая ситуация «Пусть встанут те, кто…».

Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: «Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака ,кто любит мороженое, у кого день рождение летом, кто любит купаться на море, кто , любит ходить в цирк, кто любит рисовать, кто любит читать книги, кто любит заниматься спортом и т.п.».

Психогимнастика. - А сейчас давайте все вместе дружно отдохнем. Попросим наших гостей тоже включиться в нашу игру. Будем выполнять действия по моей команде.

Хлопают все присутствующие;

Только девочки;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто опаздывает на уроки;

Только те, кто хорошо учится;

Только те, кто не любит каникулы;

Только те, кто любит сладкое;

Только те, кому нравится играть в футбол;

Только те, у кого сейчас прекрасное настроение

- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, напечатаем их на специальном бланке и повесим на видное место, чтобы никто не забывал.

Дети составляют правила дружбы. Психолог показывает распечатанную заранее памятку «Правила дружбы» и обобщает сказанное.

- Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.

Моделирование ситуации.

На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…
  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
  • Если бы мой друг обидел меня, то я…
  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
  • Если бы мой друг получил двойку, то я…
  • Если бы у меня были конфеты, то я…
  • Если бы у меня была интересная игра, то я…
  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…?

– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: « Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги».

- О чем эта притча, чему она учит нас?

Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их...

А теперь все подойдите ко мне, возьмитесь за руки.

Упражнение .«Большое сердце».

Психолог : «Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется сердце. Оно полно жизни, добра.Тепло и любовь к другим людям исходит из сердца. Посмотрите, что я вам принесла. (Ведущий медленно раскрывает большое сердце и держит его в руках).

О, какое оно большое! Мы все, наверное, поместимся в нем. Мы с вами – теперь одно единое целое, одна команда. Одно вот такое большое сердце, оно радуется и грустит, переживает, сострадает. (Большое сердце прикрепляется в центре доски).

В этом большом сердце для каждого из вас есть место. Вы это сейчас увидите. Сейчас я каждому из вас раздам маленькое сердечко и вы напишете на нем свое имя, а также небольшое пожелание своей группе. Кто написал, может подойти к большому сердцу и наклеить на него свои маленькие сердечки. (Просмотр клипа “ Дружба = Я + ты”. Под музыку клипа дети пишут на маленьких сердечках пожелания и прикрепляют к большому сердцу.)

- Посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами свое сердечко, посмотрите, сколько здесь красивых, добрых, теплых пожеланий.

Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце (ведущий показывает на доску), в котором есть место и для вас.

Мы постараемся сохранить это сердце.

Практическое задание. Упражнение «Подарок».

- Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.

-Я предлагаю взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

(Тем детям, которым никто не подарит цветок, это сделает сам психолог).

Упражнение «Мне сегодня …»

Цель: подвести итог занятия.

Психолог: Пусть символом дружбы станет вот это сердечко. Передавая сердечко друг другу, скажите, чему вы сегодня научились, что вам запомнилось, понравилось, что бы вы хотели друг другу пожелать. каждый высказывает, передавая сердечко, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что ..."

Подведение итога.

- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей

Упражнение – прощание «Всем-всем, до свиданья».

Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем-всем, до свиданья!» и убирают кулачки.

Спасибо, ребята за активную работу на занятии, мне было приятно с вами общаться!

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: kovalevskaya (31.10.2017)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: