Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности адаптации учащихся с ОВЗ к обучению в среднем звене школы - интерната

В ходе социально-экономической реформы проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. На рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся средой.Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.  Поэтому в настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения учащихся в период их адаптации является одной из основных в работе участников образовательного процесса, т. к. период перехода на обучение в среднее звено школы-интерната не может не сопровождаться трудностями. У детей возникает психологическая незащищенность  перед новым этапом их развития. Поэтому именно в этот период учащимся необходима психолого-педагогическая помощь.Первым шагом на пути оказания психологической помощи является изучение актуального состояния и развития учащихся. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а также разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей.С этой целью в октябре 2012 года нами было проведено психодиагностическое обследование учащихся пятого класса, в котором приняло участие 10 человек. Целью психодиагностического обследования являлось изучение особенностей психологической адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене школы-интерната, выявление актуальных трудностей детей. Задачи исследования:-изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;-изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения учащихся;-выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;-подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешной адаптации пятиклассников.  В ходе обследования были применены диагностические методики:-модифицированный вариант анкеты школьной мотивации                      Н.Г. Лускановой по изучению школьной мотивации и познавательной активности учащихся;-тест школьной тревожности Филлипса по изучению психоэмоционального состояния пятиклассников, как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности учащихся. Количественно-качественный анализ результатов психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации Особое место по изучению адаптации  школьников занимают вопросы мотивации учебной деятельности, положительного отношения к школе и  урокам, к педагогам, познавательной активности.           С этой целью учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им. По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.Высокий уровень развития выявлен у 10% пятиклассников. У этих учащихся наблюдается положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легче, по сравнению с другими учащимися, усваивают учебный материал, полно овладевают программой, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе, поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.Ребят, показавших развитие школьной мотивации ниже среднего уровня - 5, что составляет 50% обследованных учащихся. Такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят выявлено 4 человека, что составляет 40% обследованных учащихся, они составляют "группу риска".Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рекомендации: учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация: -направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;-интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;-потребность и возможность в самовыражении, -принятие и одобрение значимыми людьми; -осознание значимости происходящего для себя и других;-потребность в социальном признании;-наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;-исключение на уроке замечаний детям, морализаций и нравоучений;-учет психического состояния детей, в том числе и настроения.Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.При изучении адаптации к школьным условиям и требованиям большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений.Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации  ребенка. Тревожность -форма психоэмоционального  неблагополучия,  которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация человека к социальной среде.Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников, как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.Для получения результатов диагностики по изучению уровня школьной тревожности по тесту Филлипса в 5 классе, показав                          а) нормальный, б) повышенный, в) высокий уровень (приводим в процентном отношении по порядку) мы взяли следующие критерии:1)         общая тревожность в школе: 70% (а), 30% (б), -(в);2)         переживание социального стресса: 60% (а), 40% (б), - (в);3)         фрустрация потребности в достижении успеха: 100% (а);4)         страх самовыражения: 60% (а), 10% (б), 30 % (в);5)         страх ситуации проверки знаний: 30 % (а), 30% (б), 40 % (в);6)         страх не соответствовать ожиданиям окружающих: 50 % (а), 10 % (б), 40 % (в);7)         низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 80 % (а), 20 % (б), - (в);8)         проблемы и страхи в отношениях с учителями: 100 % (а), - (б), - (в);Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих  выявлено у 40% пятиклассников - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Страх ситуации проверки знаний выявлено у 40% пятиклассников -  негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. Страх самовыражения выявлен  у 30% пятиклассников - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. При качественном анализе всех факторов тревожности выделяются учащиеся, которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов. Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию. Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативные состояния тревожности сопровождаются мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, Более полные рекомендации педагогам и родителям "Как помочь ребенку преодолеть тревожность" нами даны в специальных памятках.По результатам данного исследования  и на основе обсуждения результатов с классным руководителем, воспитателями, родителями среди учащихся 5 класса выделилась группа детей, испытывающих трудности адаптации к обучению в средней школе. Были определены следующие "группы риска" пятиклассников:а) "группа риска" детей с очень низким уровнем школьной мотивации; б)"группа риска" детей с высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе. Классный руководитель, воспитатели и родители данного класса проинформированы о результатах диагностического исследования на родительском собрании в ноябре месяце и в ходе индивидуальных консультаций.Данные психодиагностического исследования явились базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы с детьми "групп риска". С этой целью была создана и уже выполнена специальная программа адаптационных встреч для пятиклассников по профилактике проблем адаптации в среднем звене, оказанию психолого-педагогической поддержки учащимся пятого класса в период их адаптации, развитию учебной мотивации.На заседании школьного ПМПК были разработаны стратегии индивидуального сопровождения, пути решения проблем обучения   и личностного развития учащихся.Таким образом, только при условии систематической диагностической, коррекционно-развивающей, информационно-просветительской работы, совместной работы с родителями, ребенок с умственной  отсталостью может  успешно адаптироваться к новым условиям обучения в среднем звене школы-интерната, а в последствии, адекватно реагировать на изменения в жизни общества.  

Категория: Мои статьи | Добавил: kovalevskaya (27.02.2014)
Просмотров: 1148 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: